.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


   КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ СТУДЕНТОМ

Как стать успешным студентом

Десять принципов принятия решения
Как работать с книгой
Как слушать и конспектировать лекции
Как стать успешным студентом
Организация самостоятельной работы
Практический курс выживания
Как слушать и записывать лекцию
Как правильно вести конспект
7 правил, чтобы стать успешным студентом
10 заповедей первокурсника

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ВЫЖИВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Ученье - свет, а неученье - тьма. (народная мудрость)

Давным-давно, когда земля была еще плоской, а родители нынешних абитуриентов были молоды и веселы, учиться было трудно. Расспросите их о жизни студента, и вы получите в ответ готовый сюжет фильма ужасов. Там будут измученные бессонными ночами студенты, с трудом передвигающие ноги от постоянного недоедания, с воспаленными от недосыпания глазами, орды преподавателей, этих исчадий ада, алчущих крови безвинных жертв, во главе с неизменным персонажем студенческих кошмаров - Деканом, и еще множество не менее милых воспоминаний.

Они расскажут вам, как зубрили сопромат ночи напролет, как занимали с вечера очередь на учебник, один на группу, как тряслись перед экзаменом у преподавателя, при одном имени которого волосы от ужаса вставали дыбом.

Но tempo mutante, как говорят латинцы, времена меняются, а вместе с ними меняется и жизнь студентов. Давно ушли в прошлое повышенные стипендии в 38 рублей и комплексные обеды за семьдесят копеек, а вместе с ними и многое другое. Но остается вечная тяга человечества к знаниям, и потому каждый год студенческие массы пополняются новыми нестройными рядами вчерашних школьников, сегодняшних абитуриентов. Посмотрите на их наивные, чистые, неомраченные мыслью лица, как они веселятся и радуются жизни. Они еще не знают что такое сессия, они пугаются при слове "зачет", а декан вызывает у них в памяти бессмертный образ завуча, из лап которого они только что вырвались. Сколько предстоит им наломать дров, прежде чем они разберутся в неписаных правилах игры под названием "высшее образование"! Сколько открытий и разочарований ждет их в эти пять лет, кажущиеся сейчас неизмеримо долгими! Но все это еще впереди.

Кто как учится

Учиться можно по-разному. Можно превратить это в пытку, с бессмысленной зубрежкой, с бессонными ночами с учебником в обнимку. Если вы выберете этот путь, жизнь ваша превратится в пятилетнюю каторгу усиленного режима. И такие люди бывают. Я лично встретил в своей жизни двух таких. Жалкое зрелище. Дрожащие руки, бегающий взгляд, изможденное лицо - вот результат такой учебы.

Но можно впасть в другую крайность, довольно заманчивую для вчерашних школьников. Можно весь семестр вообще не учиться. Институт - это не школа. В нем царит атмосфера демократии и доброжелательности. Не хочешь ходить на лекции - не ходи, никто не вызовет твоих родителей и не нажалуется им. Получил курсовое задание - можешь спокойно отложить его в сторону на пару месяцев и заняться более интересными делами. Ибо "от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия - всего два раза в год". Но тогда именно в сессию вам покажется, что лучше бы вы послушали пару-другую лекций, и может даже почертили чего-нибудь. Но время безвозвратно уходит, и вы неизбежно попадете в положение цейтнота.

Но есть третий путь. И если вы его выберете, учеба для вас станет вовсе необременительным занятием, а быть может даже увлекательным, а получить диплом с отличием окажется для вас парой пустяков.

В отличие от школы, которую вы с такой радостью покинули, в институте учеба на пятерки не считается гнусным делом и предательством интересов масс. Да и преимущества такой жизни здесь гораздо ощутимо. Куча школьных похвальных грамот и дипломов не идет ни в какое сравнение со стипендией отличника, в полтора раза большей чем стипендии менее образованных студенческих слоев. Все-таки деньги - великий стимул. Что же потребуется от вас, решивших стать на этот путь?

Во-первых, главное в отношениях с преподавателем, это создать себе хороший имидж. К сессии у него обычно складывается представление о способностях каждого студента, и оценка на экзамене обычно отражает не ваши знания предмета, а личное мнение преподавателя о ваших познаниях, если хотите - его мнение о вас.

Во-вторых, лектора надо слушать. Любому человеку приятно, когда притихшая аудитория внимает каждому его слову. А тем более, если говорить - это его профессия.

В-третьих, после лекции полезно, опять же как для вашего знания предмета так и для вашего имиджа, задать преподавателю пару вопросов касательно только что впитанной вами информации. Любого преподавателя независимо от его принадлежности к той или иной группе прошибает слеза умиления, когда на вашем полном озабоченности лице вдруг появляется искра просветления. Но если ваши актерские способности оставляют желать лучшего, то лучше в такую тонкую игру не ввязываться. Стоит преподавателю почувствовать подделку, как его отношение к вам сильно изменится, и поднять ваш имидж в его глазах может стоить вам больших усилий.

И напоследок, не забудьте здороваться с преподавателями в коридорах института. Несоблюдение этой маленькой, но приятной мелочи может подпортить ваш имидж если не бесповоротно, то по крайней мере весьма значительно.

Как не вылететь в первую сессию

Но вот, наконец, первый семестр позади, и судьба подводит вас к очередному испытанию - первой сессии. Первая сессия обычно бывает самой трудной. И от того, как вы ее сдадите, зависит очень многое. Ведь в вашей зачетке, которая еще выглядит совсем новенькой, появятся ваши первые оценки. А что делает обычно преподаватель, собираясь ставить в нее оценку? Он сначала ее полистает, пробежится взглядом по оценкам, посмотрит фамилии преподавателей. К примеру, если у вас предыдущие три сессии сданы на "отлично", то чтобы поставить "хорошо", не говоря уже о более низком балле, преподавателю потребуется изрядная доля решимости. Даже если ваши ответы на вопросы в билете оставляли желать лучшего. (Исключение, пожалуй, составляет молодая поросль, для которой нет ни авторитетов, ни идеалов). И наоборот, если ваша зачетка пестрит "уд"ами, то перед тем как поставить "отлично", экзаменатор обязательно помотает вам нервы парой-другой дополнительных вопросов. (И поставит "хорошо").

Технология сдачи устного экзамена (а подавляющее большинство их будет именно устными) предельно проста и отработана до мелочей. В аудитории, где сидит экзаменатор (как правило, он один и принимает экзамен и следит за порядком), усаживается четверка-пятерка отважных смельчаков, решивших пойти "сдаваться" первыми, далее по мере их выбывания по-одному на их место приходят новые. Очередная жертва подходит к столу, где лежат билеты и с лицом игрока в "русскую рулетку" выбирает из них один. Номер билета надо сказать преподавателю, а затем удалиться за парту (желательно, как можно дальше от любопытных глаз экзаменатора) и предаться думам о том, как жить дальше. Не стоит слишком долго выдавливать информацию из своих вконец перепутавшихся извилин. Максимум времени, которое будет для вас полезным, составляет, как правило, тридцать-сорок минут. На листочке, который вы предусмотрительно взяли у экзаменатора, постарайтесь написать как можно больше формул и графиков, даже если часть из них не относится к вопросу в билете. Если во время ответа вы обнаружите, что по существу сказать больше нечего, а преподаватель ждет от вас еще чего-то, начните объяснять ему эти формулы или кривые.

В конце концов слушать ему надоест, и он вас отпустит с миром. Но вот вы написали все, что знали на эту тему, чего не знали - списали с предусмотрительно захваченного с собой учебника или со шпоры, и блуждающий по аудитории взгляд экзаменатора останавливается на вашем исполненном отваги и решимости лице. Настал ваш черед. Когда вы сели перед преподавателем, подвиньте ему свой листок и дайте время ознакомиться с вашими записями, попутно объясняя, что вы хотели сказать той или иной формулой. После того, как экзаменатору надоест разбираться в ваших каракулях, наступает время вашего соло. Старайтесь рассказать как можно больше, пусть даже это и не относится к вопросу в билете. Используйте научнообразные обороты типа "данное нечто представляет собой органичную совокупность составных частей, неразрывно связанных как между собой, так и с рядом внешних факторов..." или "график этой функции наглядно показывает очевидную зависимость функции от аргумента". Даже если до экзаменатора не дойдет смысл хорошо закрученной вами фразы, он никогда не покажет этого, а наверняка будет кивать в такт вашим словам.

И вскоре вы услышите его слова: "Ну что же, молодой человек, давайте вашу зачетку." Обряд выставления оценки тоже отработан до мелочей и редко подвергается изменениям. Сначала оценка заносится в зачетку, затем в ведомость преподавателя. Тут вас ждет еще одно маленькое напряжение нервов, которое проделывает подавляющее большинство преподавателей. Написав название предмета, свою фамилию, дату экзамена и занеся перо над графой "оценка" экзаменатор испытующе глянет вам в глаза и выдержит небольшую паузу с немым вопросом: "Может, еще чего-нибудь спросить?". Тут ваша задача не потерять лицо. Смело и открыто посмотрите в его хитрые глаза и дайте немой ответ: "Ну-ну, спроси...". И тогда он первый опустит глаза и, стараясь загладить свою минутную слабость, наверняка накинет вам еще балл. Если вы не слишком сильны духом, заполните чем-нибудь возникшую паузу. Лучшим решением будет сделать невозмутимое выражение лица и уверенной поступью победителя направиться к своему месту, где вы готовились, собирать свои вещи. Тем самым вы избавите себя от лишних мучений, а преподавателя - от соблазнов.

Кстати, про списывание. Когда будете заниматься этим увлекательным занятием, старайтесь не опускаться до чисто механического копирования записей. Самое ценное в списывании на экзамене - дать возможность своим мыслям прийти в порядок, уяснить ключевые моменты своего ответа, уточнить детали. И ради бога, не пускайтесь в разного рода ухищрения и технические новинки типа микрофильмирования или татуировки на коленях. Все эти методы известны со времен Архимеда, и что-нибудь принципиально новое вам не выдумать. Самая надежная и испытанная вещь в этом деле - тетрадка с лекциями на коленях или даже на парте, прикрытая широкой спиной соседа, сидящего впереди. Все гениальное просто, не правда ли?