Об университете
Организационная структура
Новости
Анонсы
Фотогалерея
Виртуальный университет
Высшее образование
Аспирантура
Дополнительное образование взрослых
Вебинары БарГУ
Факультативные занятия в профильных классах
Довузовское обучение
Наука БарГУ
Инновационная деятельность
Научные издания
Научные сообщества
Научно-практические мероприятия
Научные гранты
Автоматизированная система учета научных активностей ППС университета
Информационные ресурсы научно-информационной компьютерной сети (НИКС) Министерства Образования
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕНТРЫ
ИНФОРМАЦИЯ
Воспитательная работа в университете
Газета «Мой универсiтэт»
Афиша мероприятий
Молодому избирателю
Патриотизм – фундамент государственности
80 ЛЕТ ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
О геноциде белорусского народа
Образовательный туризм
Информация государственных органов
Внеучебная деятельность
Дневная форма получения образования
Личный кабинет студента
Документы
Расписание занятий
Перспективный кадровый резерв
Общежития
Заочная форма получения образования
ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ
График работы врачебного здравпункта
Горячие линии
Памятки студенту
Малое и среднее предпринимательство
Поступление
Обучение
Стоимость обучения
О РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ
ИНОСТРАННОМУ АБИТУРИЕНТУ
ПАМЯТКА ИНОСТРАННОМУ ГРАЖДАНИНУ
ИНОСТРАННОМУ СТУДЕНТУ
УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ В ОБЩЕЖИТИЯХ
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ОПЛАТЫ, РАСХОДЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ЖУРНАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Десять принципов принятия решения Как работать с книгой Как слушать и конспектировать лекции Как стать успешным студентом Организация самостоятельной работы Практический курс выживания Как слушать и записывать лекцию Как правильно вести конспект 7 правил, чтобы стать успешным студентом 10 заповедей первокурсника
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ВЫЖИВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Ученье - свет, а неученье - тьма. (народная мудрость)
Давным-давно, когда земля была еще плоской, а родители нынешних абитуриентов были молоды и веселы, учиться было трудно. Расспросите их о жизни студента, и вы получите в ответ готовый сюжет фильма ужасов. Там будут измученные бессонными ночами студенты, с трудом передвигающие ноги от постоянного недоедания, с воспаленными от недосыпания глазами, орды преподавателей, этих исчадий ада, алчущих крови безвинных жертв, во главе с неизменным персонажем студенческих кошмаров - Деканом, и еще множество не менее милых воспоминаний.
Они расскажут вам, как зубрили сопромат ночи напролет, как занимали с вечера очередь на учебник, один на группу, как тряслись перед экзаменом у преподавателя, при одном имени которого волосы от ужаса вставали дыбом.
Но tempo mutante, как говорят латинцы, времена меняются, а вместе с ними меняется и жизнь студентов. Давно ушли в прошлое повышенные стипендии в 38 рублей и комплексные обеды за семьдесят копеек, а вместе с ними и многое другое. Но остается вечная тяга человечества к знаниям, и потому каждый год студенческие массы пополняются новыми нестройными рядами вчерашних школьников, сегодняшних абитуриентов. Посмотрите на их наивные, чистые, неомраченные мыслью лица, как они веселятся и радуются жизни. Они еще не знают что такое сессия, они пугаются при слове "зачет", а декан вызывает у них в памяти бессмертный образ завуча, из лап которого они только что вырвались. Сколько предстоит им наломать дров, прежде чем они разберутся в неписаных правилах игры под названием "высшее образование"! Сколько открытий и разочарований ждет их в эти пять лет, кажущиеся сейчас неизмеримо долгими! Но все это еще впереди.
Кто как учится
Учиться можно по-разному. Можно превратить это в пытку, с бессмысленной зубрежкой, с бессонными ночами с учебником в обнимку. Если вы выберете этот путь, жизнь ваша превратится в пятилетнюю каторгу усиленного режима. И такие люди бывают. Я лично встретил в своей жизни двух таких. Жалкое зрелище. Дрожащие руки, бегающий взгляд, изможденное лицо - вот результат такой учебы.
Но можно впасть в другую крайность, довольно заманчивую для вчерашних школьников. Можно весь семестр вообще не учиться. Институт - это не школа. В нем царит атмосфера демократии и доброжелательности. Не хочешь ходить на лекции - не ходи, никто не вызовет твоих родителей и не нажалуется им. Получил курсовое задание - можешь спокойно отложить его в сторону на пару месяцев и заняться более интересными делами. Ибо "от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия - всего два раза в год". Но тогда именно в сессию вам покажется, что лучше бы вы послушали пару-другую лекций, и может даже почертили чего-нибудь. Но время безвозвратно уходит, и вы неизбежно попадете в положение цейтнота.
Но есть третий путь. И если вы его выберете, учеба для вас станет вовсе необременительным занятием, а быть может даже увлекательным, а получить диплом с отличием окажется для вас парой пустяков.
В отличие от школы, которую вы с такой радостью покинули, в институте учеба на пятерки не считается гнусным делом и предательством интересов масс. Да и преимущества такой жизни здесь гораздо ощутимо. Куча школьных похвальных грамот и дипломов не идет ни в какое сравнение со стипендией отличника, в полтора раза большей чем стипендии менее образованных студенческих слоев. Все-таки деньги - великий стимул. Что же потребуется от вас, решивших стать на этот путь?
Во-первых, главное в отношениях с преподавателем, это создать себе хороший имидж. К сессии у него обычно складывается представление о способностях каждого студента, и оценка на экзамене обычно отражает не ваши знания предмета, а личное мнение преподавателя о ваших познаниях, если хотите - его мнение о вас.
Во-вторых, лектора надо слушать. Любому человеку приятно, когда притихшая аудитория внимает каждому его слову. А тем более, если говорить - это его профессия.
В-третьих, после лекции полезно, опять же как для вашего знания предмета так и для вашего имиджа, задать преподавателю пару вопросов касательно только что впитанной вами информации. Любого преподавателя независимо от его принадлежности к той или иной группе прошибает слеза умиления, когда на вашем полном озабоченности лице вдруг появляется искра просветления. Но если ваши актерские способности оставляют желать лучшего, то лучше в такую тонкую игру не ввязываться. Стоит преподавателю почувствовать подделку, как его отношение к вам сильно изменится, и поднять ваш имидж в его глазах может стоить вам больших усилий.
И напоследок, не забудьте здороваться с преподавателями в коридорах института. Несоблюдение этой маленькой, но приятной мелочи может подпортить ваш имидж если не бесповоротно, то по крайней мере весьма значительно.
Как не вылететь в первую сессию
Но вот, наконец, первый семестр позади, и судьба подводит вас к очередному испытанию - первой сессии. Первая сессия обычно бывает самой трудной. И от того, как вы ее сдадите, зависит очень многое. Ведь в вашей зачетке, которая еще выглядит совсем новенькой, появятся ваши первые оценки. А что делает обычно преподаватель, собираясь ставить в нее оценку? Он сначала ее полистает, пробежится взглядом по оценкам, посмотрит фамилии преподавателей. К примеру, если у вас предыдущие три сессии сданы на "отлично", то чтобы поставить "хорошо", не говоря уже о более низком балле, преподавателю потребуется изрядная доля решимости. Даже если ваши ответы на вопросы в билете оставляли желать лучшего. (Исключение, пожалуй, составляет молодая поросль, для которой нет ни авторитетов, ни идеалов). И наоборот, если ваша зачетка пестрит "уд"ами, то перед тем как поставить "отлично", экзаменатор обязательно помотает вам нервы парой-другой дополнительных вопросов. (И поставит "хорошо").
Технология сдачи устного экзамена (а подавляющее большинство их будет именно устными) предельно проста и отработана до мелочей. В аудитории, где сидит экзаменатор (как правило, он один и принимает экзамен и следит за порядком), усаживается четверка-пятерка отважных смельчаков, решивших пойти "сдаваться" первыми, далее по мере их выбывания по-одному на их место приходят новые. Очередная жертва подходит к столу, где лежат билеты и с лицом игрока в "русскую рулетку" выбирает из них один. Номер билета надо сказать преподавателю, а затем удалиться за парту (желательно, как можно дальше от любопытных глаз экзаменатора) и предаться думам о том, как жить дальше. Не стоит слишком долго выдавливать информацию из своих вконец перепутавшихся извилин. Максимум времени, которое будет для вас полезным, составляет, как правило, тридцать-сорок минут. На листочке, который вы предусмотрительно взяли у экзаменатора, постарайтесь написать как можно больше формул и графиков, даже если часть из них не относится к вопросу в билете. Если во время ответа вы обнаружите, что по существу сказать больше нечего, а преподаватель ждет от вас еще чего-то, начните объяснять ему эти формулы или кривые.
В конце концов слушать ему надоест, и он вас отпустит с миром. Но вот вы написали все, что знали на эту тему, чего не знали - списали с предусмотрительно захваченного с собой учебника или со шпоры, и блуждающий по аудитории взгляд экзаменатора останавливается на вашем исполненном отваги и решимости лице. Настал ваш черед. Когда вы сели перед преподавателем, подвиньте ему свой листок и дайте время ознакомиться с вашими записями, попутно объясняя, что вы хотели сказать той или иной формулой. После того, как экзаменатору надоест разбираться в ваших каракулях, наступает время вашего соло. Старайтесь рассказать как можно больше, пусть даже это и не относится к вопросу в билете. Используйте научнообразные обороты типа "данное нечто представляет собой органичную совокупность составных частей, неразрывно связанных как между собой, так и с рядом внешних факторов..." или "график этой функции наглядно показывает очевидную зависимость функции от аргумента". Даже если до экзаменатора не дойдет смысл хорошо закрученной вами фразы, он никогда не покажет этого, а наверняка будет кивать в такт вашим словам.
И вскоре вы услышите его слова: "Ну что же, молодой человек, давайте вашу зачетку." Обряд выставления оценки тоже отработан до мелочей и редко подвергается изменениям. Сначала оценка заносится в зачетку, затем в ведомость преподавателя. Тут вас ждет еще одно маленькое напряжение нервов, которое проделывает подавляющее большинство преподавателей. Написав название предмета, свою фамилию, дату экзамена и занеся перо над графой "оценка" экзаменатор испытующе глянет вам в глаза и выдержит небольшую паузу с немым вопросом: "Может, еще чего-нибудь спросить?". Тут ваша задача не потерять лицо. Смело и открыто посмотрите в его хитрые глаза и дайте немой ответ: "Ну-ну, спроси...". И тогда он первый опустит глаза и, стараясь загладить свою минутную слабость, наверняка накинет вам еще балл. Если вы не слишком сильны духом, заполните чем-нибудь возникшую паузу. Лучшим решением будет сделать невозмутимое выражение лица и уверенной поступью победителя направиться к своему месту, где вы готовились, собирать свои вещи. Тем самым вы избавите себя от лишних мучений, а преподавателя - от соблазнов.
Кстати, про списывание. Когда будете заниматься этим увлекательным занятием, старайтесь не опускаться до чисто механического копирования записей. Самое ценное в списывании на экзамене - дать возможность своим мыслям прийти в порядок, уяснить ключевые моменты своего ответа, уточнить детали. И ради бога, не пускайтесь в разного рода ухищрения и технические новинки типа микрофильмирования или татуировки на коленях. Все эти методы известны со времен Архимеда, и что-нибудь принципиально новое вам не выдумать. Самая надежная и испытанная вещь в этом деле - тетрадка с лекциями на коленях или даже на парте, прикрытая широкой спиной соседа, сидящего впереди. Все гениальное просто, не правда ли?
Абитуриент БарГУ
Библиотека БарГУ
Репозиторий БарГУ
Хранилище электронных ресурсов
Институт повышения квалификации и переподготовки
Сайты кафедр университета
Сайт педагога-психолога БарГУ
Журналы БарГУ
Тексты НПА, регламентирующих деятельность университета
Центр идей и практик в целях устойчивого развития
Конференции БарГУ
Обособленное подразделение «Центр трансфера технологий»
Система учета публикаций и проектов
Образовательный портал БарГУ