.

СТУДЕНТУ


  МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Устойчивое социально-экономическое развитие страны во многом зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и может сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста.

В Республике Беларусь любой желающий может свободно заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а по некоторым видам, которые до недавнего времени были предпринимательской деятельностью, и без регистрации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» малое и среднее предпринимательство в нашей стране включает:

  • субъекты малого предпринимательства
    • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
    • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
    • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно;
  • субъекты среднего предпринимательства
    • зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Сектор малого предпринимательства обеспечивает занятость населения и сосредоточен в сферах услуг населению.

Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на инновационный путь развития. Средние предприятия в бóльшей степени представлены в сфере производства.

Индивидуальные предприниматели не только работают сами, но и создают новые рабочие места.

Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 – 2020 годы направлена на решение задач по раскрепощению деловой инициативы и формирование благоприятных условий для ведения бизнеса

Развитие в Республике Беларусь предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности

Путь в бизнес от замысла до воплощения

В помощь индивидуальному предпринимателю

О совместном постановлении Министерства торговли, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства здравоохранения, Государственного комитета по стандартизации от 29 февраля 2016 г. № 9/9/38/18

Информация для индивидуальных предпринимателей

Господдержка малого предпринимательства:
кто и на что может рассчитывать

Развитие, в частности, малого предпринимательства является основой для возникновения и формирования условий интенсивного социально-экономического роста. Ввиду этого субъектам малого предпринимательства предоставлены широкие возможности для получения государственной финансовой поддержки (далее — господдержка). Кроме прочего, рассмотрим, кто вправе рассчитывать на такую поддержку и при каких условиях, а также кому и в каких случаях в ней будет отказано.

Субъекты, направления и инструменты оказания господдержки малому предпринимательству

Господдержка субъектам малого предпринимательства оказывается на основании:

  • Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • Указа о господдержке малого предпринимательства N 255;
  • госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 — 2020 годы и иных нормативных правовых актов.

Такая поддержка может быть предоставлена:

  • индивидуальным предпринимателям;
  • микроорганизациям со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малым организациям со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно при условии создания ими новых рабочих мест.

Вышеуказанными документами предусмотрено оказание господдержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям <*>:

  • создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);
  • организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;
  • производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;
  • внедрение новых технологий.

Господдержка за счет средств, предусмотренных в программах господдержки малого и среднего предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления <*>:

  1. Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей:
    • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
    • имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);
  2. облисполкомами и Минским горисполкомом (по решению облисполкома, Минского горисполкома — гор-, райисполкомами и (или) местными администрациями, учреждениями финансовой поддержки предпринимателей в областях (г. Минске)):
    • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
    • субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
    • субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
    • субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
  3. банками льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами господдержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;
  4. Банком развития Республики Беларусь.

Ограничения оказания господдержки субъектам малого предпринимательства

Обратим внимание, что господдержка предоставляется не всем субъектам малого предпринимательства и не во всех случаях.

Так, господдержка за счет средств, предусмотренных в программах господдержки малого и среднего предпринимательства, не может оказываться субъектам малого предпринимательства, если <*>:

  • средняя численность их работников за календарный год на дату обращения за оказанием поддержки превышает установленные значения <*>;
  • объем их выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает установленные предельные значения <*>;
  • в их уставном фонде доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юрлиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юрлиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 49 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);
  • они являются банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • они являются участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами;
  • они осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр.

Приведенные выше ограничения по оказанию господдержки являются абсолютными ограничениями. Иными словами, если хотя бы одно из них имеет место, то субъекту малого предпринимательства будет отказано в господдержке на любом этапе ее оказания без каких-либо исключений.

Однако кроме названных ограничений существуют еще и иные случаи, при которых господдержка не будет оказана субъекту малого предпринимательства:

  • он находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);
  • им не представлены документы, необходимые для принятия решения об оказании господдержки <*>, или в представленных документах содержатся недостоверные сведения;
  • он нарушил условия оказания господдержки и со дня нарушения не прошло три года;
  • у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • у него имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на отчетную дату;
  • по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы его выручки от реализации товаров (работ, услуг) снизились в два и более раза;
  • у него имеется просроченная задолженность перед банками, подтверждаемая кредитным отчетом, полученным не более чем за 10 дней до даты подготовки заключения об оценке кредитоспособности претендента;
  • у него, его поручителя (гаранта) имеется более трех фактов недобросовестного исполнения обязательств перед банками по уплате основного долга с нарушением сроков продолжительностью более 7 календарных дней за последние 180 календарных дней на дату получения кредитного отчета;
  • у него имеется одновременное несоответствие нормативным требованиям коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (коэффициента банкротства) на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета);
  • у него отрицательные чистые активы на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета).

Таким образом, получение или неполучение субъектом малого предпринимательства господдержки зависит от многих факторов: количества работников такого субъекта, показателей его финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Вместе с тем, исходя из приведенных выше причин для отказа в предоставлении господдержки, полагаем, что их можно отчасти избежать или нивелировать еще до обращения за ее получением.