.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


   УЗНАЙ СЕБЯ!

АДАПТАЦИЯ – ДЕЗАДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ – приспособление человека к сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке.

Симптомы дезадаптации чаще всего проявляются:

  • в критические переходные периоды жизни человека;
  • в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, что сопровождается ростом его психического напряжения;
  • при наличии психотравмирующих событий и взаимоотношений в семье, на работе, с друзьями и т. п.

Дезадаптация может сопровождаться следующими нарушениями:

  • эмоциональные нарушения;
  • физиологические нарушения (нарушение сна, потеря аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и т. п.);
  • поведенческие нарушение.

Поведенческие нарушения могут проявляться своеобразно, в зависимости от возраста. У взрослых людей дезадаптация проявляется в форме депрессии: угрюмо – сосредоточенное лицо человека, ушедшего в круг своих мрачных мыслей и переживаний. В учебной деятельности эмоциональная дезадаптация проявляется в резком ухудшении концентрации внимания, в снижении функций памяти, затрудненности речи (трудно подыскиваются слова, паузы, запинки, вплоть до заикания), страх перед контрольными работами, семинарами, перед вопросами преподавателя, т. е. познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями. В результате дезадаптированный человек постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит, и фактически не слышит преподавателя, не понимает текста в книге и т. д.

В отношениях с другими людьми дезадаптированный человек проявляет повышенную раздражительность, грубость либо угрюмую отстраненность, либо полную податливость чужому влиянию на фоне пассивности (эту фазу эмоционального нарушения называют фазой дистресса – физиологического истощения).

Своевременная диагностика и коррекция причин эмоциональной дезадаптации очень важны, т. к. запаздывание с этой работой приводит к стойким патологическим нарушениям в личности человека.

Тест "Самооценка психических состояний"

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит – 0 баллов.

 I.

1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из–за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10)Я с трудом переношу время ожидания.

 II.  

11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все – таки можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен, без достаточных оснований, винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16)Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные моменты жизни иногда веду себя по – детски, хочу, чтобы пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III.  

21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.

IV.  

31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивает даже незначительной нарушение плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Посчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов :

  1. 1 – 10 вопрос – тревожность;
  2. 11 – 20 – вопрос – фрустрация (неудовлетворенность);
  3. III. 21 – 30 вопрос – агрессивность;
  4. IV. 31 – 40 вопрос – ригидность (недостаточная гибкость в мыслях, чувствах и действиях.

Оценка баллов.

  1. Тревожность: 0 – 7 – не тревожны; 8 – 14 – тревожность средняя, допустимого уровня; 15 – 20 – очень тревожный.
  2. Фрустрация: 0 – 7 – не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8 – 14 – средний уровень неудовлетворенности; 15 – 20 – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач.
  3. Агрессивность: 0 – 7 – вы спокойны, выдержаны; 8 – 14 – средний уровень агрессивности; 15 – 20 – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
  4. Ригидность: 0 – 7 – легкая переключаемость внимания; 8 – 14 – средний уровень; 15 – 20 – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке. Вам противопоказаны смена работы, учебы изменения в семье.

Пять основных эмоций контакта

Эмоции, считает Э. Шостром, - это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом. В стрессовой ситуации, в процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности эмоции проявляются в виде гнева, страха, обиды - когда процесс адаптации встречает сопротивление. Адаптированная личность чаще выражает свои чувства в виде "доверия" и "любви".

Дадим характеристику основным эмоциям контакта дезадаптированной личности.

1.ГНЕВ . Как выглядят физиологически гнев? Что говорит вам ваше тело? Как вы узнаете, что рассердились? Вы хотите подраться - вот что это такое. А как вы узнаете о том, что вам хочется подраться? Ваше тело просто-таки кричит об этом. Дыхание и пульс учащаются, мускулы сжимаются, и вы чувствуете неожиданный и резкий прилив тепла, горячее чувство внезапного прилива крови. Будь то вербальная или физическая борьба, а может быть, короткая вспышка раздражения, но наше тело обязательно должно что-то делать, когда мы гневаемся. Оно просто требует от нас действий. И самое худшее, что мы можем сделать для себя, - это подавлять свои физиологические потребности, загонять эмоцию внутрь, искусственно успокаивать себя.

2. СТРАХ . Как вы узнаете, что боитесь? Что говорит вам ваше тело на этот раз? Оно дает вам прямо противоположный сигнал. Рот пересыхает, ладони становятся влажными, вы ощущаете холод, и ваша кожа покрывается мурашками. Преодолевая страх, вы тоже оказываете себе плохую услугу.

3. ОБИДА . Большинство из нас, осознанно или подсознательно, боится быть обиженными. Мы не хотим обижать и других. "А почему бы не обидеть, - спрошу я вас, - если человек этого заслужил?" Обижая, вы часто очень помогаете тому, кого обижаете; стремясь же не обидеть, зачастую жестоко наказываете человека. Неразумное сужение нашего внутреннего мира ради того, чтобы кого-то не обидеть и чему-то не навредить, - это, конечно, симптом невроза. Поэтому давайте признаемся себе честно! Зачем мы это делаем? Ведь главная причина не в том, что мы боимся обидеть других, а в том, что мы очень боимся, что в ответ они обидят нас. Обида - самое трудное в выражении чувство. Оно побуждает нас вернуться в детство и вспомнить то состояние, когда мы везде и во всем искали защиты у матери. Чем она могла нам помочь? Как правило, тем, что выслушивала наши причитания. Это лучший способ выражения обиды. Надо выговорить ее и выплакать. Женщины с этим справляются лучше; мужчины же к этому совсем не расположены. Ну, так они и живут меньше, и инфаркты у них чаще. Они надеются, что бег трусцой по утрам продлит их жизнь. А им бы всплакнуть иногда... Но они не плачут, так как в детстве им привили мысль, что настоящие мужчины не плачут - плач признак слабости. И в результате у них просто не хватает мужества на то, чтобы расплакаться. Невыраженная обида становится петлей на шее человека.

Основными эмоциями контакта адаптированной личности являются эмоции доверия и любви.

1. ДОВЕРИЕ . Оно переживается в чувстве открытости. То есть вы раскрываете потайные уголки своей души и как бы говорите: вот я весь, как на ладони, смотри, я тебя не боюсь. При этом вы избавляетесь от привычной несвободы и как бы обретаете второе дыхание. Доверяя, вы волей-неволей становитесь самим собой.

2. ЛЮБОВЬ . Это золотой ключ к творческому использованию всех остальных чувств. Шелли называл ее "пищей поэтов", Голдсмит - "общением между тиранами и рабами". Но ближе всех к психологически правильному определению "диагноз" Рильке: "Любовь состоит в том, что два одиночества приветствуют друг друга, соприкасаются и защищают друг друга". Конечно, лучшая книга о любви - это книга Эриха Фромма. "Любовь, - считает Фромм, - активное участие в жизни другого человека и принятие его таким, каков он есть". Наше тело и здесь не обманет и даст нам почувствовать влюбленность. С чем ее сравнить? Если гнев - горячая эмоция, то любовь - теплая и светящаяся. Интересно то, что гнев и любовь очень близки. Они как бы растут из одного корня. И для многих необходимо сначала ощутить прилив горячего гнева, прежде чем почувствовать любовное тепло. Человек никогда не сможет иметь истинных и длительных отношений с другими и никогда не сможет полюбить, если он не способен сразиться с ними, если он не может выразить всех четырех чувств. Только тогда, когда мы способны показать, что гневаемся, боимся, обижаемся или верим, только тогда мы сможем полюбить. Только тогда, когда мы сможем открыто показать друг другу свои чувства и сказать открыто о них, только тогда мы сможем почувствовать душевную близость - что, кстати, ничуть не менее приятно, чем близость физическая.

Принятие страха и раздражения

Когда человек встречается с новым и непонятным, с непривычным для себя явлением, у него может появиться чувство страха. Но лучше было бы, если бы, когда происходит неприятное событие, мы постарались принять его как данность, без нытья и жалоб: мир не приспосабливается к нашим планам. Индийская поговорка гласит: "Если не хочешь, чтобы ноги болели от колючек - покрой всю землю ковром. Но легче и дешевле купить пару башмаков". Вспомните свое поведение, мысли и чувства, когда вы попадаете в новые обстоятельства своей жизни: не строите ли вы планы покрыть всю землю ковром? Итак, принятие - самый практичный способ быть свободным в трудной ситуации.

Переход от бунта к принятию связан с очень важным следствием: мы начинаем воспринимать жизнь как школу, где ряд ситуаций дает нам уроки. Можно значительно уменьшить разными способами страх и раздражение, но нельзя полностью исключить их из нашей жизни. Ведя борьбу со страхом и раздражением, мы только придаем им дополнительную силу и попадаем в порочный круг. Принимая, мы ослабляем их силу. Не раздражаясь по поводу своего раздражения, мы можем принять наши чувства. Известный психотерапевт Пьеро Ферруччи предлагает формулу принятия из пяти пунктов, пяти шагов.

Шаг первый. Подумайте о чем-либо из вашей жизни, к чему вы испытывали или испытываете благодарность. Это может быть присутствие любимого человека, превосходное самочувствие, увлекательное путешествие и т.д. Представьте данное событие ярко, оценивайте его, думайте о том, что оно вам дало и дает и чему вы от него можете научиться.

Шаг второй. Теперь подумайте о чем-нибудь или о ком-нибудь, чего или кого вы хотели бы избежать в своей жизни. Опять же представляйте его, внимательно анализируя ваши реакции на него. Наблюдайте за реакциями, не пытаясь препятствовать им или остановить их. Проследите вашу обычную стратегию неприятия. Осознайте, как это проявляется на уровне вашего тела, чувств и мышления.

Шаг третий. Теперь предположите, что жизнь направляет вас, общаясь с вами закодированным языком ситуаций и событий. Какое послание заключено в той или иной ситуации, в конкретном событии? Запишите все идеи, пришедшие вам в голову, пока вы думали над этим вопросом.

Шаг четвертый. Теперь вернитесь к тому предмету или событию, что вызывает вашу благодарность. Представьте себе его еще раз, подумайте о нем с пониманием и как можно полнее осознайте ваше принятие.

Шаг пятый. Теперь обратитесь снова к неприятной ситуации с тем видом принятия, которое у вас возникло. Представьте временный характер неизбежности этой неприятной ситуации. Поймите, что тот же самый мир, который преподносит приятное, также способен и на неприятности, и допустите к себе, если чувствуете готовность, и желание, установку сознательного, намеренного принятия.