Молодежная политика

Родители, информация для вас

Бывает не всё просто...
Подсказки для родителей
Разговор на взрослом языке
Что нужно вашему ребёнку?
Родителям о подготовке студентов к экзаменам
Адаптируемся без проблем!
Советы родителям, чьи дети стали студентами вузов в других городах
9 советов родителям, чьи дети поступили в УВО
Информация о возможности получения психолого-психотерапевтической помощи

РОДИТЕЛЯМ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ЭКЗАМЕНАМ

Будьте наблюдательны! Волнение Вашего ребенка-студента может выражаться по-разному: от истерик, до демонстрации “сверхспокойствия” и показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта. Не менее встревоженные предстоящими испытаниями взрослые (родители и педагоги) стараются помочь молодому человеку в зависимости от наблюдаемого поведения также в “широком диапазоне”: от обвинений в бездействии и призывов больше времени уделять учебе, до заклинаний: “Ну что ты так волнуешься? Мне все равно, какую отметку ты получишь!”

Эти “традиционные” способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а студенту помогают мало, скорее наоборот. Он и сам понимает, что нужно больше заниматься, но не в силах себя заставить, и лишняя констатация факта укрепляет его неуверенность в собственных силах и мешает взяться за дело. Призывы быть спокойнее, также чаще всего достигают противоположного результата, лишь укрепляя в ощущении своей “исключительной тревожности”.

У тех студентов, для которых результаты экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги:

  • повышается артериальное давление;
  • усиливается потоотделение.

Вместе с тем поведение бывает разным:

  • одни сосредоточенно дочитывают те разделы учебника, в усвоении которых не вполне уверены, словом приходят в состояние повышенной мобилизации и готовности к экзаменам;
  • другие, напротив суетливо листают учебник, т. к. не в состоянии сосредоточиться на одном разделе; со страхом прислушиваются к рассказам тех, кто уже сдал экзамен, и убеждают себя, что не могут ответить ни на один из заданных вопросов – короче говоря, находятся в паническом состоянии и деятельность их полностью дезорганизована.

Эти две формы поведения отражают степень эмоциональной напряженности.

Есть студенты, которые берут билет, в первый момент часто не могут понять и даже прочитать вопроса. В дальнейшем их поведение может быть различным в зависимости от уровня подготовки; если они убеждаются, что помнят материал, им удается постепенно успокоиться и ответить. Однако подлинной уверенности в себе они так и не обретают: нередко достаточно экзаменатору задать даже не очень сложный вопрос, и они теряются, сбиваются с мысли. Они уходят с экзамена выжатые как лимон, с единственным желанием отоспаться (независимо от того, как они спали в ночь перед экзаменом). Если же вопросы (или 1 из них) кажутся учащемуся незнакомыми, то тут нередко наступает полная катастрофа – они внезапно обнаруживают, что забыли даже то, что знали.

Напротив, те ученики, которые мобилизуются перед экзаменом, даже столкнувшись с трудными вопросами, проявляют изобретательность и находчивость, у них внезапно всплывают в памяти знания, о которых они даже не подозревали. Убедившись, что ему хотят поставить оценку ниже той, на которую он претендует, такой ученик обязательно попросит задать ему дополнительные вопросы.

ПОМОГИТЕ СВОЕМУ СТУДЕНТУ, ПРЕДЛОЖИВ ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВЕГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ЭТОТ ПЕРИОД:

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно.

Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, “жареный петух клюнет”, а заранее, пока для этого нет необходимости.

Упражнения

  1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен) , а затем проделайте путь по всему периметру тела Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен) , а затем проделайте путь по всему периметру тела –
  2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы “уставившись”
  3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.
  4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание –
  5. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире –

Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам

  • Правило I. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас.
  • Правило II. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.
  • Правило III. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ Правило III. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ –
  • Правило IV. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).
  • Правило V. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.
  • Правило VI. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, т. к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: Это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.
  • Правило VII. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время Правило VII. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время “отключились”
  • Правило VIII. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

Рациональные приемы запоминания

Малая мнемотехника

  1. запоминание перед сном, в состоянии расслабления, или после сна, отдыха;
  2. “не в один присест” здесь большую роль играет повторение (через 2-3 дня);
  3. чередовать восприятие и воспроизведение;
  4. сенсорная (чувственная) опора – вспомогательные приемы:
    • узелки на память,
    • подчеркивание,
    • ассоциировать с предметами.
  5. обусловливание, оно может быть:
    • ситуативное (учите в одной и той же обстановке),
    • ритмическое (учите в одном и том же темпе),
    • эмоциональное (музыка).
  6. важен эмоциональный настрой на работу (продуктивность памяти возрастает);
  7. вербализация образов (проговаривание, сравнение).

Большая мнемотехника

  1. версификация (запоминание в стихах);
  2. криптографирование (перекодирование);
  3. выделение логических структур (что главное, в чем суть);
  4. отделение знания от незнания;
  5. эстетическое (красивое) запоминается лучше;
  6. дидактический прием (изучили раздел, придумали задачу).

Правила сохранения знаний

  1. Выделите то, что нужно запомнить.
  2. Отвлекитесь от постороннего, сосредоточьтесь на том, что надо запомнить.
  3. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом, используйте мнемотехнику.
  4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
  5. Опирайтесь на свой тип памяти.
  6. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
  7. Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
  8. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний, необходимым в данный момент.

Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только “выдают” состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, “страшными мыслями”. Сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и отвечаете на все вопросы.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе.

По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник или конспект.

Во время экзамена

Вот несколько полезных советов, как вести себя на экзамене:

  1. Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, для вас легче.
  2. Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ, на экзаменационный вопрос.
  3. Составление небольшого плана займет минут 20 – 25. Прикрепите листок с планом к листку с экзаменационным вопросом, и экзаменатор увидит, что у вас методический склад ума.
  4. Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении. Вы дадите экзаменатору понять, что смысл вопроса вам ясен.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки. Экзаменатор увидит, что вам есть, что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросится в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

Тактика ответа

  1. Прочитать весь билет до конца.
  2. Оценить, какой пункт для вас самый легкий.
  3. Наметить последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному.
  4. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив другую, можно вернуться к первой.
  5. Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
  6. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку, на устном – послушайте, о чем спрашивает преподаватель – вопросы повторяются.

 
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ И ДОВЕРИЯ!

САЙТЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ