Образование

Дисфункциональное взаимодействие в системе отношений «взрослый – виктимный ребенок»

16.12.2020


Аудитория: Педагоги-психологи, педагоги социальные, учителя, студенты педагогических и психологических специальностей, магистранты и аспиранты

Актуальность тематики вебинара: Термин «виктимность» характеризуется недавним вхождением в психологию из криминологии. Вместе с тем, можно констатировать возрастание научного интереса к психологической сущности виктимности, ее предикторам, классификационным характеристикам, особенностям проявления в различные возрастные периоды и факторам ее развития. Современные исследования показывают, что виктимность повышает склонность личности к Интернет-аддикции и иным формам аддиктивного поведения как суррогатному способу удовлетворения потребностей, фрустрированных в реальной среде; обусловливает обращение к непродуктивным стратегиям совладания со стрессовыми и трудными жизненными ситуациями; осложняет формирование временной перспективы личности; обусловливает снижение психологической безопасности социальной среды (воспроизводство модели отношений «жертва – преследователь» в социальных институтах, непреднамеренное научение виктимному поведению детей). Вместе с тем, следует обратить внимание на многообразие ценностных императивов виктимного поведения, их вариативность с учётом социальных и культурных факторов. Соответственно, проблема виктимного поведения личности в системе отношений «взрослый – ребенок» является более глубокой. Возникает необходимость не только трансформации дезадаптивных моделей поведения детей, подростков, юношей и девушек, но и изменения системы виктимных ценностей, представления о виктимном поведении как социально-одобряемом в определённом контексте, виктимного мышления, сложившегося в их микроокружении (родители, педагоги, сверстники) и макроокружении.

Вопросы, которые будут рассмотрены на вебинаре:

  1. Дисфункциональное взаимодействие в системе отношений «взрослый – ребенок».
  2. Психологическая виктимизация: понятие, виды и критерии идентификации в отношениях.
  3. Виктимность как психологический феномен.
  4. Виды виктимного поведения детей. Стратегии взаимодействия с виктимными детьми.
  5. Возрастная динамика виктимного поведения. Векторы психопрофилактической работы.
  6. Стилевые характеристики материнского и отцовского отношения как фактор виктимного поведения детей.
  7. Методы профилактики дисфункциональных отношений взрослого и ребенка.

Вы узнаете:

  • Каковы признаки виктимности, виктимного поведения и его место в системе видов девиантного поведения личности;
  • Каковы возрастные особенности виктимного поведения личности в подростковом и юношеском возрастах, специфика возрастной динамики его различных видов;
  • Какие существуют виды психологической виктимизации и каковы ее отличия от других видов деструктивного психологического воздействия;
  • Какие типичные ошибки допускают взрослые во взаимодействии с виктимными детьми, приводя к их ревиктимизации;
  • Какие методы воздействия и характеристики материнского и отцовского отношения приводят к психологической травматизации ребенка и закреплению паттернов виктимного поведения;
  • Какие направления и методы психопрофилактики наиболее результативны при работе с феноменом виктимного поведения.

Вы научитесь:

  • идентифицировать виктимность в собственном поведении и поведении других людей;
  • разграничивать виктимность и схожие психологические феномены;
  • определять вид виктимного поведения ребенка и выбирать эффективные стратегии взаимодействия с ним;
  • применять методы воздействия на детей, альтернативные психологической виктимизации;
  • выбирать компетентные методы психопрофилактики виктимного поведения детей, подростков, юношей и девушек;
  • выстраивать детско-родительские отношения в направлении предупреждения возникновения виктимной деформации личности ребенка и содействия формированию его самодостаточности.

Знания и навыки, полученные участниками вебинара, будут востребованы в:

  • деятельности педагога-психолога (в психологическом сопровождении виктимных клиентов, в психопрофилактике и психокоррекции виктимного поведения, виктимизации в образовательной среде);
  • деятельности психолога-исследователя (при выборе методов психодиагностики виктимности и ее предикторов, векторов ее влияния на различные жизненные сферы личности);
  • педагогической деятельности (выстраивание компетентного педагогического взаимодействия с виктимными детьми, выбор стратегий воспитательного воздействия на виктимных детей, поддержание психологической безопасности образовательной среды);
  • работе студентов, магистрантов и аспирантов, занимающихся написанием научно-исследовательских работ, тематическая направленность которых сопряжена с проблемой виктимности, виктимизации, насилия, психологической безопасности личности и среды;
  • детско-родительских отношениях.

Продолжительность вебинара: 6 часов.

Стоимость участия: 15 бел. руб. (первый вебинар – бесплатный, стоимость участия в 2 последующих вебинарах составляет 15 бел. руб.), для иностранных граждан 7$.

Регистрация осуществляется на бесплатный (пробный) вебинар. После проведения пробного вебинара всем участникам рассылается приглашение к участию в двух последующих платных вебинарах. Участникам, принявшим решение пройти полный курс обучающего вебинара, высылаются договор и реквизиты для оплаты.

СЕРТИФИКАТ о прохождении обучения в рамках тематического вебинара получат все участники, прошедшие полный курс (6 часов).






СПИКЕР



...

Яценко Татьяна Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии<
http://ps.barsu.by/